ЭЦП, УЭК и электронный паспорт — АГБ ~ Агентство гарантий

Проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан во исполнение протокола совещания от 12 сентября 2012 г. № ВС-П10-2пр, в части касающейся подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на введение в действие электронного паспорта гражданина Российской Федерации нового поколения в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российского Федерации на территории Российской Федерации.

Предлагаемым законопроектом вводятся положения, согласно которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, будет являться электронная идентификационная карта (далее – электронная карта), содержащая визуальные и электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) универсальная электронная карта (далее – УЭК) должна обеспечивать пользователю УЭК (заявителю) возможность совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. При этом, с использованием квалифицированной подписи заявитель вправе обратиться за получением любых услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством Российской Федерации (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.08.2012 № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»)

Законодательством Российской Федерации требований о размещении ЭП на УЭК не установлено. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации В.Ю. Суркова от 12 сентября 2012 г. № ВС-П10-2пр в числе прочих на высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Федеральной уполномоченной организацией ОАО «УЭК» возложена обязанность по обеспечению возможности доступа пользователей УЭК к электронным сервисам предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием средств усиленной квалифицированной электронной подписи.

При этом, согласно требованиям части 2 статьи 25 Закона № 210-ФЗ, выдача УЭК гражданину осуществляется на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта Российской Федерации. Возмездное размещение ЭП на УЭК может рассматриваться как нарушение указанного требования закона.

29 января 2013 г.
Проект Федерального закона Российской Федерации «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», определяет основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие при выдаче, замене основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

1. Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в информационных системах, является паспорт гражданина Российской Федерации, оформленный в виде идентификационной карты с электронным носителем информации (далее — электронная карта) и выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Электронная карта представляет собой материальный носитель информации с персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные, зафиксированные на ней в визуальной (графической) и электронной форме и позволяющей идентифицировать личность ее владельца.

3. Порядок признания электронной карты основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в информационных системах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 2. Назначение электронной карты

1. Электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

2. Электронную карту обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются — граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Статья 3. Требования к электронной карте

1. Электронная карта изготавливается по единому для всей территории Российской Федерации образцу и оформляется на русском языке.

2. Описание образца электронной карты, технические требования, предъявляемые к электронной карте, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Перечень сведений, вносимых в электронную карту.

Исчерпывающий перечень визуальных (графических) сведений и сведений в электронной (машиносчитываемой) форме, содержащихся на электронной карте, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 5. Уполномоченные органы по оформлению, выдаче и замене электронной карты

Уполномоченными органами по оформлению, выдаче и замене электронной карты является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции, и его территориальные органы (далее — уполномоченный орган) по месту обращения граждан на территории Российской Федерации.

Статья 6. Выдача и замена электронной карты

1. Выдача электронной карты производится при наличии следующих оснований:

— достижение гражданином Российской Федерации 14-летнего возраста;
— утрата (хищение) электронной карты;
— приобретение гражданства Российской Федерации.

2. Замена электронной карты производится при наличии следующих оснований:

— истечения срока действия электронной карты;
-изменения гражданином в установленном порядке фамилии, имени отчества (при его наличии);
— изменения сведений о дате (числе, месяце, годе) и/или месте рождения;
— изменения пола;
— значительное изменение внешности гражданина;
-непригодности электронной карты для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения;

Замена электронной карты производится и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

3. Порядок приема заявления и других документов, необходимых для выдачи или замены электронной карты, порядок оформления, выдачи, замены электронной карты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Срок действия электронной карты

Срок действия электронной карты составляет десять лет.

Статья 8. Обязанности граждан Российской Федерации по получению, хранению и замене электронной карты

1. Гражданин обязан не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, указанных в статьях 6 и 7 настоящего Федерального закона, представить в уполномоченный орган заявление и документы, оформленные надлежащим образом, установленные Правительством Российской Федерации, для получения или замены электронной карты.

Заявление, а также иные документы, необходимые для получения или замены электронной карты, могут быть поданы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в уполномоченный орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

2. Гражданин обязан бережно хранить электронную карту.

3. В случае утраты (хищения) электронной карты гражданин, обязан незамедлительно обратиться в уполномоченный орган по месту жительства, по месту пребывания или фактического нахождения с письменным заявлением об утрате (хищении) электронной карты.

Заявление об утрате электронной карты может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо представлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Обязанности уполномоченного органа по оформлению, выдаче и замене электронной карты

Уполномоченный орган осуществляет:

— оформление, выдачу и замену электронной карты по заявлению гражданина, поданному по месту жительства, месту пребывания или месту его фактического нахождения в течение 10 рабочих дней со дня приема уполномоченным органом заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, а также аннулирование электронной карты;

— прием и учет найденных, утраченных, похищенных или аннулированных электронных карт, в том числе, после выхода из гражданства Российской Федерации или смерти гражданина Российской Федерации.

Статья 10. Реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, оформленных в виде идентификационных карт с электронным носителем информации.

1. Реестр документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, оформленных в виде идентификационных карт с электронным носителем информации (далее — Реестр) представляет собой совокупность информации, связанной с оформлением, выдачей, заменой, использованием и прекращением (приостановлением) действия электронных карт, выданных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Реестр создается в целях обеспечения процессов оформления, выдачи, замены, использования и прекращения (приостановки) действия электронных карт выданных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Оператором Реестра является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

4. Порядок создания, ведения Реестра и предоставления доступа к Реестру определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Изъятие, аннулирование электронной карты

1. Электронная карта, выданная вследствие представления заведомо недостоверных (ложных) сведений либо подложных документов подлежит изъятию.

2. Порядок изъятия и хранения электронной карты, а также органы уполномоченные осуществлять изъятие и хранение электронной карты, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Запрещается изъятие у гражданина электронной карты, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.

4. Запрещается принятие электронной карты в залог.

5. Основания для аннулирования электронных карт, а также порядок сдачи и уничтожения электронных карт устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Государственная пошлина

За выдачу, замену электронной карты взимается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

1. В случае представления заведомо недостоверных (ложных) сведений либо подложных документов для получения электронной карты, а также нарушения настоящего Федерального закона гражданин, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За нарушение порядка приема заявления и других документов, необходимых для выдачи или замены электронной карты, порядка оформления, выдачи, замены, изъятия электронной карты должностные лица, в компетенцию которых входит прием указанных заявления и документов, либо оформление, выдача, замена, изъятие электронной карты, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Заключительные положения

Статья 14. Финансирование мероприятий по оформлению электронной карты

Финансирование мероприятий по изготовлению материального носителя электронных карт, а также специальной продукции и технических средств для их оформления в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств, выделяемых в плановом порядке из федерального бюджета на реализацию данного закона органу исполнительной власти, в компетенцию которого входит оформление, выдача и замена электронных карт.

Статья 15. Переходный период

1. Установить, что после вступления в силу настоящего Федерального закона паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, до его замены на электронную карту сохраняет юридическую силу и признается действительным до 1 января 2025 года.

2. После вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные органы продолжают осуществлять выдачу паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации до 1 января
2025 года.

3. Паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается недействительным.

Статья 16. О приведении в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с настоящим Федеральным законом, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев дня его вступления в силу.

Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»
Проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан во исполнение протокола совещания от 12 сентября 2012 г. № ВС-П10-2пр, в части касающейся подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на введение в действие электронного паспорта гражданина Российской Федерации нового поколения в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российского Федерации на территории Российской Федерации.

Предлагаемым законопроектом вводятся положения, согласно которым основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, будет являться электронная идентификационная карта (далее — электронная карта), содержащая визуальные и электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца, включая биометрические персональные данные.

Законопроект устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, по осуществлению правоприменительных функций, функций по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (далее — уполномоченные органы) по оформлению, выдаче и замене электронной карты.

Законопроектом закрепляется срок действия электронной карты, обязанность граждан Российской Федерации по получению, хранению и замене электронной карты и обязанность уполномоченных органов по оформлению, выдаче и замене электронной карты.

Необходимость введения электронной карты, обусловлена, прежде всего, повышением защищенности документов граждан Российской Федерации, позволяющего снизить риски мошеннических действий по ее использованию. Электронная карта позволяет на основе множества гарантированных государством факторов надёжно идентифицировать личность гражданина Российской Федерации.

Принятие законопроекта позволит применить в повседневной жизни более практичный, менее подверженный риску порчи документ, существенно снизить традиционный бумажный документооборот и, несомненно, позволит сократить возможности для реализации мошеннических и коррупционных схем при совершении юридически значимых действий и оказании государственных услуг.

Кроме того, использование электронной карты создаст прочную основу для её широкого применения в различных сферах деятельности информационного общества Российской Федерации. Позволит создать базу для существенного роста доли электронных операций, базы для создания новых электронных и не электронных сервисов, что позволит увеличить налоговые поступления в бюджет. Обеспечит возможность получения электронных услуг как в государственном, так и в частном секторах без необходимости личного взаимодействия с органом или организацией, оказывающей такие услуги.
Для реализации законопроекта потребуется дополнительное выделение финансовых средств из федерального бюджета.

Финансово-экономическое обоснование для реализации законопроекта будет подготовлено после утверждения Правительством Российской Федерации Концепции ФМС России «Удостоверение личности гражданина Российской Федерации нового поколения в виде электронной идентификационной карты» разработанной в рамках исполнения протокола совещания от 23 апреля 2012 г. № РД-П7-35пр «О подготовке предложений по введению на территории Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации на основе отечественного микрочипа».

Перечень актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению в связи с принятием федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»
Принятие федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» повлечет необходимость признания утратившим силу постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР».

Повлечет необходимость внесения изменений в:

— Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»;
— Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325;
— постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации»;
— постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 635 «О паспортах граждан Российской Федерации, проживающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств»;
— постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06 ноября 1997 г. № 134/973-II «О Положении Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации».

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению, дополнению в связи с принятием федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»
Принятие федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» повлечет необходимость внесения изменений в:

— Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
— Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
— Федеральный закон от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выборе места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
— Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
— Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»;
— Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»;
— Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разработчик
Источник

Министерство экономического развития сообщило: с 1 января 2017 года гражданам РФ начнут выдавать новый вид идентификационных документов – электронные паспорта. При этом, как сообщают представители министерства, наличие такого паспорта станет обязательным для получения различных электронных услуг – от справок и до разрешительных документов. Что такое электронный паспорт гражданина РФ 2017, чем он будет отличаться от универсальных электронных карт и какие возможности предоставляет – в нашей статье. В апреле 2016 года все ведущие СМИ страны сообщили о том, что Министерством экономического развития прорабатывается вопрос о выдаче электронных паспортов. Внедрение этого документа начнется с 1 января 2017 года, а сам электронный паспорт, по уверениям чиновников, станет основным документом для получения электронных услуг. Электронный паспорт должен стать полноценной заменой и обычному бумажному документу, и УЭК – универсальной электронной карте. С января 2017 года эмиссия УЭК прекратиться, вместо них начнется выдача паспортов, работать которые первоначально начнут именно на базе УЭК, задействуя верифицированную для электронных карт инфраструктуру…. Подробнее: http://2017god.com/elektronnyj-pasport-grazhdanina-rf-v-2017-godu/

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности Правительства Российской Федерации
на период до 2018 года
(новая редакция)
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, разработаны в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 — 606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и уточнены с учетом сложившихся экономических условий.

Качество государственных услуг,
оказываемых органами государственной власти
Качество предоставления государственных услуг населению и бизнесу будет радикально повышено за счет:
…………..
внедрения удостоверения личности гражданина Российской Федерации в виде пластиковой карты с электронным носителем информации в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации.
……………

Повышение эффективности деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти будет достигнуто за счет:
……………
снижения объемов документооборота, максимального его перевода в электронный вид.
……………

ЭЦП, УЭК и электронный паспорт