ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 4 марта 2019 года № 2192 / 01-01-40/4546
«О признаках возможного использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов»
По результатам Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов (НОР ОД) использование недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов отнесено к группе умеренного риска[1].
В недвижимость могут инвестироваться денежные средства, полученные в результате коррупционных правонарушений, преступлений в бюджетной сфере, в сфере незаконного оборота наркотиков и других правонарушений.
Настоящее информационное письмо подготовлено в целях ориентирования организаций (индивидуальных предпринимателей), оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее – риэлтор), нотариусов, осуществляющих нотариальное удостоверение сделок с недвижимым имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на признаки, которые могут свидетельствовать, что действительными целями сделки с недвижимым имуществом является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
- Подозрительное поведение клиента (участников сделки)
- проявление клиентом чрезмерной скрытности и (или) неопределенности ответов, например, на вопросы о принадлежности клиента к категории публичных должностных лиц (ПДЛ), о его бенефициарных собственниках, об источниках получения / происхождения денежных средств, об обстоятельствах, повлиявших на выбор способа совершения сделки, и другие;
- проявление клиентом необычной заинтересованности (неоднократно задает вопросы) относительно исполнения риэлтором, нотариусом обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, прежде всего по процедуре идентификации, фиксирования и хранения информации, информирования Росфинмониторинга о сделке;
- запрос клиента об упрощении и (или) ускорении процедуры заключения сделки (без предоставления объяснений о причинах);
- необъяснимые изменения распоряжений (особенно на последнем этапе заключения сделки);
- попытки клиента скрыть личность истинного участника сделки (собственника), лица, реально руководящего проведением сделки, не являющегося официальной стороной сделки (или представителем одной из сторон сделки);
- настаивание клиента или одной из сторон сделки на проведении расчетов наличными денежными средствами.
- Особенности расчетов по сделке
- задействование в сделке несоразмерно крупных сумм наличных денежных средств, в особенности, если суммы явно не соответствуют социально-экономическому положению сторон сделки — физических лиц;
- фактическое финансирование сделки третьим лицом, в том числе юридическим лицом за физическое лицо, нерезидентом, а также с использованием денежных средств, поступивших из-за рубежа;
- необоснованное откладывание выбора способа платежа до предельного срока заключения сделки;
- необоснованное изменение предварительно согласованного порядка платежа;
- установлен короткий срок погашения/возврата денежных средств;
- использование ценных бумаг (векселя) в расчетах при совершении сделки;
- приобретение элитной недвижимости лицом, проживающим в другом регионе Российской Федерации или нерезидентом (в случае осуществления расчетов с использованием наличных денежных средств).
- Особенности условий сделки
- наличие существенных расхождений между заявленной и рыночной стоимостью объекта недвижимости;
- ранее были осуществлены последовательные продажи объекта недвижимости (проведение в короткие сроки серии сделок с последовательным увеличением / уменьшением стоимости);
- аффилированность участников сделки (например, родственная, служебная, предпринимательская) вызывает сомнения относительно истинного характера или причины сделки;
- неоднократное участие одних и тех же участников в сделках в течение короткого промежутка времени;
- участие в сделке лиц нетипичной для данного вида сделок возрастной и (или) социальной группы;
- фактический обмен объектами недвижимости между сторонами сделок при наличии существенных расхождений их рыночной стоимости (без возникновения дополнительных обязательств финансового характера).
Рекомендуем оценивать риск совершения клиентами операций (сделок) с недвижимым имуществом с учетом вышеуказанных критериев (признаков). При принятии решения об информировании Росфинмониторинга о подозрительных сделках (операциях), соответствующие сведения направляются[2] по форме ФЭС 1-ФМ, с указанием кода 6001 и конкретного кода признака необычной сделки[3] (включая коды «…99» «Иные признаки»), установленные приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
Одновременно напоминаем, что риэлторы и нотариусы не вправе информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения[4].
Президент
Федеральной нотариальной палаты К.А. Корсик
Статс-секретарь-
заместитель директора Росфинмониторинга П.В. Ливадный
[1] Раздел НОР ОД «Оценка рисков» / «Группа умеренного риска» / «Риск использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов».
[2] Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.
[3] Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
[4] Статья 4 и пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».